Модернизм в литературе

Немного истории:
В конце XIX – начале XX в. искусство, в том числе и литература, превратилось в составную часть единого общественно-эстетического движения эпохи, стало детищем нового периода русской истории. Впервые в истории русской литературы всеми признанному реализму пришлось разделить свое влияние на читателей с представителями модернизма, в первую очередь самого мощного и плодотворного его течения – символизма.

Новое искусство испытывало необходимость эстетически обосновать свои принципы, объяснить обществу свои цели и задачи. Сначала его представители издавали отдельные статьи и брошюры-манифесты, но вскоре создали новый для России тип журнала-манифеста, прообразом для которого послужили европейские издания.
В целом русский модернизм представляет собой сложное, разнородное и противоречивое явление.

Русский модернизм имеет своих отечественных предшественников. Первым и главным среди них является А. С. Пушкин - родоначальник русской классической словесности, выдвинувший в свое время четкую установку: "Цель поэзии - поэзия". Сам он не слишком строго следовал данной установке, его творчество органически сочетало в себе высокую художественность с активной вовлеченностью в реальную жизнь.

После А.С. Пушкина тенденция к тесной связи искусства с жизнью усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл Н. В. Гоголь,который рассматривал искусство как способ переустройства жизни, способ воздействия и преображения действительности. Концепция Н. В. Гоголя оказала определяющее воздействие на последующую литературу, главным направлением в которой был реализм. Об этом свидетельствует известное выражение, которое разделяли многие русские писатели: "Все мы вышли из "Шинели" Гоголя".

Наряду с главным направлением в поэзии существовала тенденция, которая стремилась оградить литературу от повседневности и обыденности, прозаических сторон жизни, наполнить ее смысл тонкой образностью, высокой художественностью, подлинной духовностью, светлыми и благородными порывами. Эту тенденцию поддерживали К. И. Батюшков, Ф. И. Тютчев, А, А. Фет, в 80-е годы девятнадцатого века она заметно ослабла и шла к своему угасанию. Именно эту тенденцию решил поддержать и продолжить русский модернизм в лице символизма, акмеизма и некоторых других течений.

Произведения русских модернистов:





"Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова - читать книгу